Романтическое кино — один из столпов, на котором держится все наше представление о нежных чувствах и отношениях между М и Ж. Прекрасных, великих историй любви снято неимоверное множество, в конце концов, мало какую тему можно интерпретировать настолько бесконечно. Как бы мы их не обожали, есть одно важное «но»: про спокойные и здоровые отношения снимать, а уж тем более смотреть, неинтересно. Зрителю нужен нерв, нужен конфликт. В итоге самые успешные и классические истории киношной и сериальной любви при ближайшем рассмотрении оказываются токсичными. Они там друг друга мучают, а мы смотрим, переживаем, мотаем на ус и вздыхаем: «Ну какая любовь, все преодолеет».
Я выбрала пять пар, которыми стоит наслаждаться и учиться на их примере, как делать не надо.
Росс и Рейчел, «Друзья»
Одна из любимых сериальных пар всего мира может показаться образцом романтичности. С одной стороны, они пронесли чувства с самой юности, сходились, расставались, но все равно, несмотря на преграды, остались вместе, и она сошла-таки со своего самолета ради него. Они нам нравятся, потому что смешные. На деле же, если убрать шуточки, перед нами двое незрелых, эгоистичных человека. Росс маниакально ревнив, хотя сам при этом с трудом может выдержать продолжительные серьезные отношения. Он буквально доводит до расставания, беспочвенно ревнуя Рейчел к коллеге. Когда она готова ему довериться, он идет на попятную, составляя лист «за» и «против», в котором черным по белому говорилось, что его избранница избалована, а еще «всего лишь официантка». Он обманывает ее, отказываясь разводиться, после шуточного бракосочетания в Вегасе, и в целом на протяжении всего сериала его мотает из стороны в сторону: от вечной любви к неприязни и мелким предательствам. Она, в свою очередь, бесконечно его шпыняет, рушит его брак с Эмили и не позволяет ему встречаться с другими, хотя и сама быть в отношениях с ним больше не хочет. Ну а то, были ли они на перерыве, даже обсуждать не стоит! Вместо конструктивной беседы, эти двое скандалят, драматизируют, а Росс тут же спит с первой встречной. И все равно они упорно возвращаются друг к другу. Больше похоже не на любовь, а на болезненную привязанность.
Кэрри и Биг, «Секс в большом городе»
Мистер Биг стал таковым, ничего толком не делая. Он не был готов к серьезным отношениям и ответственности. Его эмоциональный интеллект куда слабее, чем у нее, и хотя он получает от Кэрри больше шансов, чем любой другой мужчина в ее жизни (и больше, чем он заслуживает), он их все растрачивает, появляясь только тогда, когда ему одиноко. Независимая, умная, сексуальная женщина, Кэрри рядом с Бигом превращается в клише, впуская его в свою жизнь снова и снова, причем зная, что он ее снова разрушит.
В целом эти отношения не приносят никому из них радости. Они оба могли быть счастливыми с другими людьми, под стать себе, но не так-то просто успокоиться, когда рядом с тобой маячит токсичный «мужчина мечты». Она готова бросить прекрасного «кандидата» (и не одного) и в любое время сорваться, чтобы примчаться по первому его зову. Он отказывается брать на себя ответственность за отношения, сбегает от нее в другую страну и жестко дает понять, что никаких компромиссов быть не может. Но даже пренебрежение и унижение не останавливает Кэрри, которая готова спать с Бигом за спиной его новоявленной супруги. Преследование призрачно идеальных отношений и превращается в саму цель. Даже после того, как он бросает ее у алтаря. К слову, сама автор книги Кэндес Бушнелл терпеть не может пару Кэрри и Бига.
Чак и Блэр, «Сплетница»
Чак и Блэр из «Сплетницы» — идеальный пример того, как выглядят токсичные отношения. Блэр готова лгать, красть, прибегать к уловкам, лишь бы добиться своей цели. Чак — эмоциональный и физический абьюзер, который не особо считается с чужими чувствами. Он склонен к агрессии и относится к Блэр, скорее, как к своей собственности, сдабривая свое уничижительное поведение красивыми фразочками. Их отношения фактически начинаются с измены, ведь Блэр не долго думала, прежде чем спутаться с Чаком и изменить своему парню. Чак буквально продает Блэр за отель и относится к ней, как в вещице. Она, в свою очередь, готова лгать, манипулировать и предавать, бросив, отвернувшись и глазом не моргнув. И тот факт, что они остались-таки вместе, как-то неутешителен, потому что совершенно непонятно, насколько нервными или счастливыми будут их отношения дальше. В жизни им, скорее всего, пришлось бы расстаться и направиться к психологу, чтобы прийти в себя после таких американских горок.
Элли и Ной, «Дневник памяти»
С 2004 года, когда вышел «Дневник памяти», Элли и Ной считались одной из самых романтичных, идеальных пар. Они вместе состарились, и даже несмотря на потерю памяти, он все еще был с ней. На первый взгляд кажется, что их союз — пример того, что настоящая любовь все преодолеет. Этот фильм подарил нам несколько культовых сцен, вроде поцелуя под дождем, и фраз, вроде «Если ты птица, то и я птица». Но если вдуматься, с самого начала их отношения были обречены. Ной вцепился в Элли на ярмарке, угрожая спрыгнуть с колеса обозрения, если она ему откажет, и преследовал ее, несмотря на отказ. Но если это еще может показаться романтичным, то все, что было дальше, вряд ли. Совершенно разный бэкграунд и цели в жизни доводили пару до скандалов, криков и жестокости, после которых они каждый раз так же бурно и страстно мирились, вместо того чтобы наслаждаться нормальными стабильными отношениями. Да и годы спустя они воссоединилась только потому, что Элли решилась изменить своему жениху с Ноем. Кто-то увидит в этой истории сказку про родство душ, а кто-то — повесть про созависимых, эмоционально нестабильных любовников.
Бэлла и Эдвард, «Сумерки»
Да, да, знаю, взрослые люди от «Сумерек» не особо фанатеют и уж точно понимают, в чем там проблема у героев и в самом сюжете. Но дело в том, что сага стала феерически популярной, а Эдвард и Бэлла вмиг сделались главной парой young adult-литературы и романтическим примером для юных зрителей и читателей. Как романтично: она — его личный сорт героина. Ну уж нет! Это история про то, как 104-летний вампир втянул в отношения девушку-подростка. Как кого-то может не смущать разница в 87 лет, непонятно. Это буквально поживший, умудренный опытом древний дед, который фантастическим образом соблазнил старшеклассницу. Фу. Но даже если мы опустим этот ничего себе какой нюанс, отношения этих двоих развивались по незрелому подростковому сценарию. Эдвард ей лгал, шпионил за ней, бросал ее без объяснений, подвергал смертельной опасности и, в конце концов, превратил в существо другого вида. В жизни переварить такие отношения было бы крайне тяжело, но в кино они поданы самым романтичным образом.
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО